Приветствую Вас Гость!
Вторник, 25.07.2017, 19:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Комраков Г.Н.

 
 
 
Комраков Герман Никандрович
 
(29 июня 1937 – 17 сентября 1996)
 
 заслуженный деятель искусств РСФСР и Якутской АССР, композитор
 
Родился в Горьком. Окончил в 1960 историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу Л. А. Мазеля, в 1967 – Горьковскую консерваторию по классу композиции А. А. Нестерова. В 1960 – 1968 преподаватель музыкального училища в Якутске. С 1969 старший преподаватель Горьковской консерватории, с 1985 года – доцент, в последствии - профессор. В 1975 – 1980 годах ответственный секретарь Верхневолжской организации Союза Композиторов РСФСР. Заслуженный деятель искусств Якутской АССР (1972). Заслуженный деятель искусств РСФСР (02.03.1989). 
Комраков Г.Н. автор первых профессиональных якутских музыкальных произведений – детского балета: «Орлы летят на Север» (1971), оперы: «Песнь о Манчары» (1967), балета: «Подвиг» (1976), ораторий: «Счастье якута» (1971), «Северная легенда» (1976) и многих других произведений.
Герман Никандрович Комраков родился в городе Горьком. Профессиональный путь музыканта начался еще в детстве: годы учебы сначала в Горьковской хоровой капелле мальчиков, затем в музыкальном училище. Следующий этап - Московская консерватория (класс теории музыки профессора Л.А.Мазеля). После ее окончания в 1960 году Комраков едет на педагогическую работу в Якутию. Будучи преподавателем Якутского музыкального училища, учится на заочном отделении Горьковской консерватории, которую заканчивает в 1967 году по классу композиции А.А.Нестерова.
В Якутии же началась и композиторская деятельность Комракова. Молодой музыкант с глубоким интересом изучает этот суровый северный край, его людей и природу. Участвуя в фольклорных экспедициях, знакомится с творчеством народов Севера - якутов, эвенов, юкагиров, собирает и делает обработки народных песен и, вдохновленный услышанным, начинает писать собственную музыку. Композитор настолько глубоко проник в дух народного творчества, что, крайне редко прибегая к прямому цитированию, создал произведения ярко национальные по характеру, образному и интонационному строю. Некоторые из них по своей жанровой принадлежности явились первыми в якутской профессиональной музыке. Таковы балет для детей на народно-сказочную тематику "Орлы летят на Север", с успехом шедший на сцене Якутского музыкального театра, Симфония, Концерт для фортепиано с оркестром, Квартет для деревянных духовых инструментов.
В 1969 году Г.Н.Комраков возвратился в родной город, начал преподавать в консерватории (в должности доцента, а далее профессора), стал вести большую работу по пропаганде музыки в городе и области. Его встречи с любителями искусства всегда проходили живо и непринужденно, вызывая у слушателей значительный интерес к музыке своего земляка.
Интенсивно протекала и творческая деятельность Комракова. Тематика его сочинений широка. Это и наша многообразная действительность, и историческое прошлое страны, родная природа, Волга, город, в котором жил композитор. Столь же разнообразны жанровые интересы: оратории и кантаты, произведения для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, камерно-инструментальные пьесы, музыка для драматического театра, романсы и многочисленные песни, которых у Комракова свыше пятисот. Во многих из этих сочинений явственно ощущается опора на русскую народную песенность - к ней обращался композитор, находя здесь благотворный источник для своей мелодической фантазии.
Не прерывалась и творческая связь с Якутией, для которой написаны такие произведения, как кантата "России - якутский айхал", инструментальная сюита "Весенний праздник", концертно-симфоническая пьеса "Якутский хоровод". К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне для якутского театра создан балет на национальный сюжет "Подвиг", получивший высокий отзыв в прессе.
Особой любовью пользуются многие сочинения Комракова у детей, для которых он писал часто и охотно. Это и кантаты для детского хора "Мы - чкаловцы" на стихи А.Чеботарева, "Чтоб никогда войне не повториться" и "О чем мы мечтаем" (стихи М.Садовского), и "Веселые народные песенки" на слова С.Маршака, и детские песни, и фортепианные пьесы. Это и сюита "Органная азбука", ежегодно открывающая органный абонемент для школьников в Нижегородской консерватории.
Самое большое достоинство творчества Комракова - естественность, органичность музыкальной фантазии, богатство мелодического дара. Даже в тех его сочинениях, которые относятся к самым сложным и серьезным жанрам, подкупают ясность, отчетливая пластика мелодических линий, светлый, жизнелюбивый характер.
Большие заслуги Г.Н.Комракова в сфере музыки отмечены почетными званиями заслуженного деятеля искусств России, заслуженного деятеля искусств Якутии. Он лауреат премий Горьковского и Якутского комсомола.

Основные сочинения:

Музыкально-театральные: опера "Манчары", в соавторстве с Э.Алексеевым (1966); балеты - "Орлы летят на Север" (1969), "Подвиг" (1975), "Северная легенда" (1983), "Ысыах" (1988).

Для симфонического оркестра: Симфония ("Якутская", 1967); "Балетная сюита" (1970); два концерта для фортепиано с оркестром (1970,1973); "Якутский хоровод" - для арфы с оркестром.
Для эстрадно-симфонического оркестра: сюита "Моя Якутия" (1980).
Для оркестра русских народных инструментов: "Якутская увертюра" (1962); сюита "Нижегородские картинки" (1983), "Фестивальная сюита" (1985) и другие.
Вокально-оркестровые и хоровые: оратории "Счастье якута" (1971), "Северная поэма" (1976); кантаты "Здравствуй, светлое будущее" (1963), "О чем мы мечтаем" (1973), "Мы - чкаловцы" (1974), "Чтоб никогда войне не повториться" (1974), "России - якутский айхал" (1981), "Россия" (1986), "Фронтовые дороги" (1989); хоровая сюита "Времена года" (1963); хоры "Холод и апрель", "Человек" и другие.
Камерно-инструментальные: Струнный квартет (1984), Квартет для деревянных духовых инструментов (1970); Сонатина, "Якутский альбом", 12 ми-ниатюр - для фортепиано; Соната для флейты и фортепиано (1973); "Весенний праздник" - сюита для гобоя и фортепиано (1975); Интермеццо - для кларнета и фортепиано; Импровизация и танец - для фагота и фортепиано; Ноктюрн - для валторны и фортепиано; Сонатина, пьесы - для баяна.
Для органа: сюита "Органная азбука" (1985).
Камерно-вокальные: вокальные циклы - "Под одним небом" на стихи С.Кирсанова (1968), "Элегии" на стихи А.Чеботарева (1975), "Снежность" на стихи Э.Бочковой (1977), "Осенние дожди" на стихи Н.Харлампьевой (1981) и др.; романсы на стихи С.Маршака, П.Черных-Якутского, Л.Попова, М.Тимофеева и др.; песни.
Музыка к спектаклям "Мера за меру", "Иудушка Головлев", "Последние", "Забыть Герострата", "Клерон", "Звездный мальчик", "Красный олень" и другие.
 
(по страницам сайта Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки)
 
Бугровское кладбище - 13 квартал