Приветствую Вас Гость!
Четверг, 19.10.2017, 19:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Алексеев Р.Е.

 

Алексеев Ростислав Евгеньевич

(18 декабря 1916 – 09 февраля 1980)

заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР

Родился в городе Новозыбков (ныне Брянской области) в семье учительницы и агронома. В 1933 году семья переезжает в г. Горький. В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет (ныне Факультет Морской и Авиационной Техники). 01 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» и госкомиссией ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 годы работал в должности контрольного мастера выпуска танков. В 1942 году принимается решение о выделении ему помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. В идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ и ему были выделены средства. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.

В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и созданию судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета».

Летом 1957 года Алексеев представил её на суд мировой общественности, приведя её в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого впервые в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход»  - ежегодно новый проект и каждый лучший. В 1962 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства и в этом же году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 м 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.

В начале 70-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного экранолёта «Орлёнок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят как боевая единица в состав ВМФ. Он получил штатный номер МДЭ-160 (младший десантный экранолёт). К тому времени Ростислав Алексеев был тяжело болен (после того, как надорвался при транспортировке очередного экраноплана) и после двух операций скончался в городе Горьком.

Награды: ордена Октябрьской Революции, "Знак Почёта", медали.

Заслуженный изобретатель РСФСР (22.09.1962).

Лауреат Сталинской премии (1951). Лауреат Ленинской премии (1962).

Лауреат Государственной премии СССР (1984 - посмертно) - за работы по экранопланной тематике, в частности, за проект 904 типа "Орлёнок".

Память: его именем названы судно на подводных крыльях и площадь в 1982 году в Сормовском районе города Нижнего Новгорода, на которой позднее был установлен памятник.

02 февраля 2007 года постановлением Правительства Нижегородской области № 33 его имя было присвоено Нижегородскому государственному техническому университету. В Нижегородском государственном техническом университете (Нижегородский район - улица Минина, 24) установлен бюст Алексеева и мемориальная доска.

Бугровское кладбище - 4 квартал