Приветствую Вас Гость!
Среда, 28.06.2017, 06:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Кальсин Ф.Ф.

 

Кальсин Фёдор Фомич

(14 июня 1905 – 23 декабря 1975)

профессор, филолог

Специалист по проблемам теории познания; доктор философских наук, профессор. Родом из марийского крестьянского сословия деревни Русская Сенда (ныне Мари-Турекского района республики Марий-Эл). Учился в Мари-Биляморском школьном городке, с 1922 года счетовод сельскохозяйственного кооператива, учитель в родном селе. Окончил экономический факультет Ленинградского политехнического института (1930), работал в планово-финансовых органах. В 1938 году поступил в философскую аспирантуру МИФЛИ. Окончив ее (1941), стал преподавать философию в Кировском педагогическом институте.
Примерно в 1946 году переехал в Горький, с 1947 года работална кафедре философии педагогического института. Защитил кандидатскую диссертация на тему: "Развитие познания от ощущения к понятию". Вёл научную и педагогическую работу в вузах Кирова и Горького. Заведовал кафедрами философии Горьковского педагогического института (с 1950) и Горьковского политехнического института. В 1956 году защитил докторскую диссертацию - "Ощущение и восприятие как формы познания" и стал первым в г.Горький доктором философских наук (1956).
Один из бывших аспирантов кафедры философского педагогического института, ныне доктор философских наук, профессор В.П.Киселев отмечает созерцательное богатство его книг, опубликованных в 1957 и 1960 годах. Он отмечает, в частности, что Кальсин стал тогда "возмутителем спокойствия", он побуждал к дискуссии. И хотя все клялись марксизмом-ленинизмом, оказалось, что и единомышленникам есть о чем спорить. Профессор (1960). 
Кальсин, например, подверг резкой критике позицию журнала "ВФ". Его своеобразные попытки доказать материальность сознания, хотя и вызывали критику как нечто, похожее на вульгарно-материалистический подход, тем не менее побуждали к новым исследованиям бесконечно сложного вопроса о связи материи и духа. Он, помимо прочего, доказывал, что ощущение и восприятие (как и представление и понятие) имеют две стороны - символ и значение этого символа; обосновывал при этом положение, что символ является сигналом, знаком, иероглифом, а вовсе не "копией", не образом действительности. Значение же символа - его гносеологическое содержание. В ощущениях и восприятиях человек имеет дело с естественной сигнализацией или символикой (цвет, запах), а в представлениях и понятиях - с искусственной (язык). (См.: Первый доктор философских наук в Нижнем Новгороде - Ф.Ф.Кальсин // Духовность: современность и перспектива. Н.Новгород, 1995. с.207-208.)

Бугровское кладбище - 9 участок