Приветствую Вас Гость!
Вторник, 17.10.2017, 02:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Килевейн Р.Я.

 

Килевейн Роберт Яковлевич

 (28 апреля 1825 - 19 мая (01 июня) 1895)

архитектор

Родился в городе Нарва Петербургской губернии (ныне уезда Ида-Вирумаа, Эстония). Выпускник Строительного училища Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Санкт-Петербурге (1849). 
Служил в Казанской строительной комиссии. С 1859 года губернский архитектор Нижнего Новгорода. В 1860-1861 годах разработал проект и построил второй детский приют с домовой Александро-Невской церковью на ул. Тихоновской (реконструированное в советское время здание НИИ ПМК на ул. Ульянова, д. 10). Одновременно с этим Роберт Яковлевич участвовал в конкурсе на проект новоярмарочного Александро-Невского собора. На него был возложен надзор за строительством этого здания (в 1867 году). Так облик нижегородской Стрелки украсил собор, уступающий по высоте только колокольне Ивана Великого и храму Христа Спасителя. Это единственный в мире храм, поставленный «на плот». Его архитектор Роберт Килевейн выполнил фундамент собора в виде плиты толщиной в три метра, нижние слои которой состояли из сосновых брёвен, соединенных вместе подобно плоту, что обеспечивает сооружению необходимую устойчивость и балансировку. Участие в этом строительстве известных российских архитекторов - Л. В. Даля и Р. Килевейна было отмечено памятной доской, вделанной в его стену. 
С приездом в Нижний Новгород академика архитектуры Льва Владимировича Даля Килевейн стал постоянным исполнителем его проектов. В 1864 году он возводит на ярмарке здание цирка для его владелицы крестьянки С. Авериной, а в 1866 году проектирует на Семинарской площади дом Н. Мосалова. Заслугой Килевейна была и реставрация колокольни Строгановской церкви на Рождественской улице – редкого по красоте памятника русского барокко.
Влияние Даля на творчество Роберта Килевейна особенно проявилось при проектировании последним в 1870 году деревянного дома П. Климова (улица Лядова, 35), в убранстве фасада которого применена глухая резьба по дереву. Деревянным народным зодчеством Роберт увлекся под влиянием Л.В.Даля. Под влиянием своего увлечения Килевейн привнёс элементы деревянного народного зодчества и в проект перестройки Спасо-Преображенского храма в Карповке (ныне территория Ленинского района Нижнего Новгорода). Карповская церковь была перестроена архитектором из-за того, что храм был единственным на всю округу и в престольные праздники не мог вместить всех желающих.
Вместе с Львом Далем Килевейн участвует в восстановлении гробницы К. Минина в Кремле и возводит в Спасо-Преображенском соборе над прахом народного героя шатровую часовню-сень (уничтожена вместе с храмом в годы гонений на церковь), реставрации древнего собора Благовещенского монастыря, здание Всесословного клуба. По проекту Роберта Яковлевича была построена (1871) мельница Матвея Башкирова, одна из лучших в Поволжье.
28 мая 1874 года за успешные труды на ярмарке Килевейн получает звание инженер-архитектора.
В 80-х годах Х1Х века он реставрирует колокольню Рождественской (Строгановской) церкви. Тогда же в Нижнем обсуждается вопрос о разборке обветшавшего староярмарочного Спасского собора. Р.Я.Килевейн доказывает возможность сохранения здания, в 1885-1888 годах ведёт восстановительные работы. По просьбе Василия Петровича Шереметева он участвует в разработке проекта и строительстве замка в селе Юрино Васильсурского уезда Нижегородской губернии (ныне Республика Марий Эл). 
Заинтересованный в сохранении историко-культурного многовекового наследия, Р. Я. Килевейн до конца своих дней входил в состав Нижегородской учёной губернской архивной комиссии (НГУАК), был её активным членом.
В начале 1893 года Роберт Килевейн предложил вместо конки построить в Нижнем Новгороде «электрическую железную дорогу». А занимавшийся трамвайным сообщением в Нижнем Новгороде камер-юнкер Рафаэль фон Гартман предложил соединить двумя фуникулёрами трамвайные линии, идущие по верхним и нижним улицам города. Фуникулёры получили названия Кремлёвский и Похвалинский. В 1896 году фуникулёр в Нижнем Новгороде начал работу и проработал до 1926 года.

Нижний Новгород - Лютеранское (Немецкое) кладбище

КЛАДБИЩЕ ЛИКВИДИРОВАНО

МОГИЛА УТРАЧЕНА