Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 25.06.2017, 23:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Коллар В.А.

 

Коллар Всеволод Александрович

(11 апреля 1908 – 08 мая 1979)

музыковед, педагог

Участник Великой Отечественной войны. С 1947 года преподавал в Горьковской консерватории, вёл активную деятельность по пропаганде музыкальной культуры. Основным направлением его музыковедческой работы было краеведение. Им сделаны записи огромного количества народных песен Горьковской области. Изучая историю музыкальной культуры Нижегородской земли, создал книги «Музыканты-нижегородцы», «Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода – города Горького», книги о Ф.И. Шаляпине – «Шаляпин на Волге», «187 дней из жизни Шаляпина», которые обрели всесоюзную и международную известность. Член Союза композиторов СССР.           Один из первых и старейших членов Верхневолжской композиторской организации, долгие годы бывший ее ответственным секретарем, музыковед Всеволод Александрович Коллар оставил о себе добрую память во многих сферах своей научной, музыкально-общественной и просветительской деятельности - в качестве краеведа, фольклориста, педагога, лектора, музыкального критика.
В.А.Коллар - уроженец Ржева Тверской губернии. Музыкальное образование получил в Ленинграде - в музыкальном училище и консерватории, которую окончил в 1931 году. Благотворное влияние на формирование его музыкантского облика оказали встречи в годы учебы с А.К.Глазуновым, знаменитым драматическим тенором И.В.Ершовым, блестящим педагогом-пианистом Л.В.Николаевым.
По завершении образования Коллар вел в Ленинграде педагогическую и административную работу: преподаватель, завуч, а затем директор детской музыкальной школы, заведующий музыкальным отделом городского управления культуры.
В первые дни Великой Отечественной войны Коллар добровольцем ушел в армию. В 1944 году его отозвали с фронта и направили на должность проректора Алма-Атинской консерватории. Через четыре года он был назначен проректором Горьковской консерватории. Здесь педагогическая деятельность Коллара продолжалась более тридцати лет. Своим ученикам он стремился не только дать профессиональные знания, но и привить любовь к родному краю: каждое лето вместе со студентами консерватории он отправлялся в поход за нижегородскими песнями. Под его руководством собрано более тысячи песен Нижегородского края.
Огромен труд Коллара-музыкального критика, автора многочисленных газетных и журнальных статей, посвященных самым разнообразным темам. То это выступление историка, вдумчиво, в характерной для Коллара неторопливо-повествовательной манере рассказывающего о прошлом отечественной или зарубежной музыки, то быстрый непосредственный отклик публициста на важнейшие события музыкальной жизни города (в дни первых нижегородских фестивалей "Современная музыка" рецензии Коллара появлялись буквально на следующий день после фестивального концерта). Часто Всеволод Александрович первым из музыковедов квалифицированно и объективно оценивал только что написанное сочинение нижегородского композитора. Более того, чуткий и доброжелательный коллега, он неоднократно помогал своим друзьям-композиторам находить новые темы и сюжеты для будущих опер, кантат, симфоний и песен.
Коллар постоянно общался с самой широкой слушательской аудиторией. Он любил своих слушателей - "больших" и "маленьких". И они отвечали ему такой же любовью. Многие годы он вел циклы музыкальных лекций в Канавинском Дворце культуры, в литературном музее имени Горького, шефствовал над школой имени Шаляпина, первым организовал музыкальный лекторий в домике Балакирева…
В своих краеведческих исследованиях В.А.Коллар выступил подлинным первооткрывателем. Его перу принадлежит интересная серия "Очерков музыкального быта Сормова", в которых с увлечением рассказано о рождении рабочей революционной песни и о песенном творчестве Сормова советского периода. На основе уникальных краеведческих материалов написан "Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде". Широкое признание получила и книга "Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького", материал для которой автор собирал в течение многих лет. В равной мере удались в ней рассказы о народном и профессиональном искусстве, очерки о музыкантах-исполнителях и о нижегородских композиторах.
В.А.Коллар обладал счастливым даром открывать новое даже в самом знакомом. Пример тому - Шаляпин, о котором написано много работ. Всеволод Александрович долгое время разыскивал неизвестные ранее документы, фотографии, письма, переписывался с родственниками Шаляпина, живущими за границей. В итоге были созданы две книги - "167 дней из жизни Шаляпина" и "Ф.И.Шаляпин на Волге". Они сделали имя музыковеда Коллара известным не только в нашей стране, но и за ее пределами.  
                                 

(по страницам сайта Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки)
 
Бугровское кладбище - 14 квартал