Приветствую Вас Гость!
Вторник, 30.05.2017, 08:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Лелюх В.Д.

 




Лелюх Владимир Денисович 

(08 мая 1942 – 17 августа 2013)

учёный, программист 

 
Окончил механико-математический факультет Горьковского (теперь Нижегородского) государственного университета имени Н.И.Лобачевского.
В олимпиадном движении по информатике с 1990 года. В последнее время работал в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского на механико-математическом факультете, кафедра математической физики, а также преподавателем спецкурса по информатике в МОУ «Лицей № 40» и курса «Информационные технологии в математике и физике» НОЦ при ИПФРАН (научно-образовательный центр при Лицее № 40 ННГУ и Институте прикладной физики).
Владимир Денисович Лелюх, закончив аспирантуру при Новосибирском государственном университете в 1969 году, начал преподавать в Нижегородском университете на кафедре математической физики несколько интересных курсов.
За время обучения в аспирантуре и работы в университете им опубликованы 28 работ, в том числе две работы, относящиеся к информационным технологиям, - программный комплекс для микроЭВМ, предназначенный для эксплуатации в автономном сооружении, и «перетранслятор» программ, написанных на популярном тогда в ННГУ языке АЛГОЛ, на входящий тогда в моду язык FORTRAN.
Эти работы были выполнены по заказу профессора
 Виктора Пантелеевича Малкова.
Первый опыт работы с талантливой молодежью В.Д. Лелюх получил, участвуя в организации специальной школы по математическому моделированию и профессиональному программированию при мехмате ННГУ для школьников Нижнего Новгорода.
С 1995 года он работал преподавателем информатики в областной школе для одаренных детей. Вот как вспоминал В.Д. Лелюх свой первый опыт наставничества.
«
Все началось с Лицея № 40 города Нижний Новгород, когда мне предложили взять целый класс для ведения обычных занятий по информатике. Об олимпиадах я тогда и не задумывался - хотелось из школьников создать будущих профессионалов в программировании. А вот когда они стали мне сообщать, что они победили в олимпиаде, я стал проводить занятия уже с целевой ориентировкой - обучение участию в олимпиаде.
Начи­ная с этого момента (1989 - 90 гг.), я стал следить за олимпиадным движением, стал принимать участие в работе рабочей группы жюри областных олимпиад по информатике. Успех в подготовке школьников и первые значительные результаты на Всероссийских олимпиадах по информатике пришли со школьниками Марком Сандпером и Володей Мартьяновым. Марк вообще много значит для Нижегородской информатики. Это с него мы начали программировать не для решения задачи, а для нахождения лучшего алгоритма решения задачи. Присутствие их на моих занятиях (я уже тогда опустил возрастную планку в своей школе до 6-го класса) в течение 4-5 лет требовало от меня умения не повторяться, хотя бы на протяжении этих 5 лет
».
Наставник строит занятия по вариативной и даже открытой программе, когда изучаемый материал и по объему, и по содержанию зависит от самих обуча­емых. Работа с одаренными детьми не должна следовать школьной программе, как это часто происходит по предметам с олимпиадами по параллелям. Как отмечал В.Д. Лелюх, особенность олимпиадной информатики как творческого развития детей - это отсутствие разбиения детей на параллели в олимпиадном состязании.
Это создает особый состязательный дух, интеллектуальный марафон у младших учеников - ведь появляется реальная возможность опередить старших. Но, с другой стороны, для преподавателя в этом есть творческий момент: если надо донести до понимания младшего школьника материал, который по школьной программе он получит года через два, то не допустимо его преподносить, следуя методике для старшего. Нужно найти другую форму и метод подачи материала с учетом возраста ученика и его базовой (по школе) подготовленности. В этом инновационное достижение В.Д. Лелюха - методика раннего раскрытия таланта у школьников в области информатики.
«Я всегда буду не согласен с точкой зрения, что ребенок-олимпиадник не будет исследователем. Если он не нашел себя в исследовательской деятельности, в профессии, то наставник не обучал ученика, а натаскивал его на разных задачах, и с таким наставником ученику не повезло!» - считал В.Д. Лелюх.
Именно нацеленность на исследовательскую работу, на достижение ребенком открытия на каждом занятии составляют основу его методики. И результат его работы подтверждается успехами его учеников. Марк Сандлер и Володя Мартьянов принесли медали России и Нижнему Новгороду в 1995 году (Нидерланды) и 1996 год (Венгрия). Уже с 1995 года Марк сам становится наставником для младших школьников, а в 1997 году они с Владимиром Мартьяновым выступают в составе сборной команды России на Международной олимпиаде в ЮАР. Там Володя становится абсолютным чемпионом мира. В этом же 1997 году Володя закончил только 9-й класс.
В 1998 году на Международной олимпиаде уже в Португалии Мартьянов в составе сборной команды России выступал со своим младшим другом, нижегородцем Михаилом Баутиным. В 1999 году Миша и Володя выступают в Турции опять вместе. В 2000 году наступил триумф Миши Баутина. Он становится абсолютным чемпионом мира на Международной олимпиаде по информатике в Китае. В 2001 и 2002 годах нижегородец Петр Калинин завоевывает серебро и золото в Финляндии и Корее соответственно. 2006 год стал годом золотого успеха Ильи Разенштейна, а в 2007 году - еще и его младшего товарища, девятиклассника Владислава Епифанова - они оба завоевали золотые медали.
Эти ученики В.Д. Лелюха начали участвовать во всероссийских олимпиадах с младших классов и принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по информатике вот уже 5 лет.
«Благодаря ежегодным достижениям школьников в олимпиадной информа­тике, их дальнейшему профессиональному образованию, состав методической комиссии в последние годы стремительно молодеет, - подчеркивал В.Д. Лелюх. - Присущий этому возрасту максимализм и торопливость часто приводит к недоработкам, что еще больше повышает значение ветеранов в подготовке студенческой молодежи к новой роли - лидеров олимпиадного движения, к которой, так же как и к участию в олимпиадах, нужно кропотливо готовить молодых тренеров - будущих наставников уже на школьной скамье, прививая им чувство высочайшей ответственности за свою работу».
Вклад в это направление олимпиадного движения, привнесенный В.Д. Лелюхом, не оспорим.
Награды: за подготовку чемпионов и призеров всероссийских и международных олимпиад по информатике В.Д. Лелюх имел много различных наград. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (2001), являлся лауреатом Премии Президента РФ по программе «Одаренные дети» и Премии Нижнего Новгорода (2000), имел Почетные грамоты и благодарности Министерства образования РФ, областной и городской администраций Нижнего Новгорода разных лет с 1996 по 2007 гг. 

 
Нижний Новгород – Нижегородское (Федяковское) кладбище – Новая территория