Приветствую Вас Гость!
Четверг, 19.10.2017, 14:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Николаев А.Ф.

 

Николаев Аркадий Фёдорович

 (1914 – 14 марта 1987)

заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии, засуженный изобретатель РСФСР, профессор, механик

Родился в селе Великий Враг (ныне Кстовского района Нижегородской области). Отец – Федор Ефимович Николаев был столяром, мастером знаменитых в прошлом лодок "великовражек". Еще мальчишкой Аркадий увлекся конструированием, делал модели лодок с оригинальными двигателями. В 1935 году окончил Саратовский авиационный техникум и поступил работать на Горьковский автозавод в лабораторию испытаний новых машин.В 1937 году он – инженер-технолог испытательной станции ОТК. Его технические способности не остались незамеченными, и в 1938 году Николаев стал уже ведущим испытателем автомобилей завода, руководителем группы дорожных испытаний автомобилей конструкторско-экспериментального отдела ГАЗа. Он был испытателем первой советской гоночной машины – "ГЛ-1", на которой установил два всесоюзных рекорда скорости в 1938 и в 1940 годах. Во время официальных соревнований Аркадий Николаев установил абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч. "ГЛ-1" стала авангардом заводских разработок, гордостью ГАЗа и символом скорости Советского Союза. На всех горьковских парадах и праздниках машина шла под управлением Николаева в первых рядах. В 1940 году окончил при Автозаводе вечерние курсы Горьковского Политехнического Института, получил диплом инженера-механика. С началом войны Аркадия Николаева назначили на ответственную должность начальника станции испытаний авиационных моторов, выпускавшихся ГАЗом. После войны в 1945 году он уволился с ГАЗа и пришел в Горьковский политехнический институт и по 1953 год – работал начальником Научно-производственного отдела (НПО) этого института. В 1947 году, когда началось активное освоение Северного полюса и Антарктиды, кандидат технических наук А.Ф. Николаев организовал при Горьковском политехническом институте исследовательскую группу с опытно-конструкторским бюро, располагавшую производственной базой – ОКБ «РАЛСНЕМГ» – разработка льда, снега и мерзлого грунта. Началась работа над созданием вездеходной техники. Одна из его разработок – бурильно-скважинная установка БГКМ-АН на базе ГАЗ-67 в 1950 году была удостоена Сталинской премии. После осуждения культа личности Сталина ее заменили Государственной, а от прежнего документа в доме Николаевых осталась лишь одна обложка. Свои машины Аркадий Николаев сам испытывал в Арктике и в Антарктиде.В 1956 – 1960 годах – участвовал в освоении Северного и Южного полюсов Земли. В 1957-1959 годах он принял участие в 3-й советской антарктической экспедиции. 14 декабря 1958 г. санно-гусеничный поезд, начальником которого был А.Ф. Николаев, впервые в мировой истории достиг геометрического центра Антарктиды – так называемого Полюса относительной недоступности (82° 06' ю.ш., 54°58' в.д.), где была организована временная советская антарктическая станция «Полюс Недоступности». За это ему было присвоено звание «Почетный полярник СССР», а Президиум Верховного Совета СССР наградил его орденом Ленина. Это был героический поход. Преодолев все трудности, впервые русские люди добрались туда, где до них не ступала нога человека. Маршрут протяженностью более 2000 километров был пройден за 51 день, и колонна из четырех тягачей с прицепными санями и домиком станции впервые достигла наиболее удаленной от всех берегов точки Антарктиды. Имя нижегородца Аркадия Николаева навсегда внесено в список первопроходцев Земли. Это достижение стоит в одном ряду с покорениями географических полюсов Земли и вершины Эвереста. Необходимо отметить, что оно было бы невозможно без вездеходов-тягачей конструкции Николаева. Тяжелые тягачи АТ-Т успешно работали в условиях разреженной атмосферы на высоте более 3700 м над уровнем моря при температуре –67°С. Испытаниям подверглись и 30-тонные санные прицепы, созданные также при участии Николаева. 18 января 1959 года поезд, пробывший в походе 88 суток и прошедший около 4300 км, вернулся на антарктическую станцию Мирный. На протяжении всего похода велись регулярные научные наблюдения в области метеорологии, гляциологии, актинометрии, гравиметрии и земного магнетизма; проводилось сейсмическое зондирование.
В 1972 году на базе ОКБ РАЛСНЕМГ на Механическом факультете (с 1975 года – в составе Автомобильного факультета) ГПИ была образована кафедра «Строительные и дорожные машины», которую доктор технических наук профессор Аркадий Фёдорович Николаев возглавлял до 1984 года. Аркадий Николаев изобрел около 40 принципиально новых машин для строительства автодорог по глубокому льду, обколки судов во льду, строительства аэродромов на дрейфующих льдах, а также ледово-фрезерные машины для выкапывания траншей и прокладки коммуникаций в условиях вечной мерзлоты. Машины Николаева стали первыми взломщиками мерзлоты Советского Союза – до них вечный лед знал только динамит и кирку. Многие машины Николаева серийно выпускались на разных заводах.

Награды: ордена Ленина, Октябрьской Революции (1980), медали.  Заслуженный изобретатель РСФСР (21.04.1962). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (18.07.1974). Лауреат Сталинской премии (1950).

Нижний Новгород - кладбище "Марьина Роща"

информацию и фотографии предоставил Владимир Лашин (Дзержинск)