Приветствую Вас Гость!
Суббота, 27.05.2017, 03:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Николаев Ю.В.

 

Николаев Юрий Васильевич

(15 ноября 1921 - 13 марта 2003)

профессор, музыковед

Родился в Харбине (Северная Манчжурия) в семье служащих КВЖД, куда они приехали из России на строительство железной дороги ещё до революции. В Харбине учился в музыкальной школе имени А. Глазунова. В 1935 году вместе с родителями приезжает в Узбекистан и поступает в Ташкентское музыкальное училище, далее в консерваторию (класс фортепиано профессора А. В. Бирмак, класс композиции доцента Б. Б. Надеждина). В 1941-1943 гг. учился по композиции в Ленинградской консерватории, эвакуированной во время войны в Ташкент (у профессоров М. Ф. Гнесина, М. О. Штейнберга, Ю. Н. Тюлина).
Учёба прерывается призывом в армию. Ю. Николаев получает направление в драмтеатр окружного Дома офицеров Туркестанского военного округа в качестве заведующего музыкальной частью, композитора и пианиста-концертмейстера, участвует в многочисленных концертах. За активную военно-шефскую работу по обслуживанию воинских частей, отправляющихся на фронт, неоднократно награждается почетными грамотами Вооруженных Сил СССР, получает медаль "За победу над Германией". После войны работает на радио в качестве пианиста-солиста, ансамблиста и концертмейстера.
В 1950 году Николаев оканчивает Ташкентскую консерваторию по классу фортепиано, позже завершает композиторское образование. С 1953 года начинает преподавать в консерватории на кафедре камерного ансамбля.
В Ташкенте Ю. В. Николаев проработал вплоть до 1966 года. За заслуги в развитии музыкального искусства в Узбекистане дважды был награжден почетными грамотами Верховного Совета республики.
В последующие годы Николаев преподаёт в музыкальных вузах Новосибирска и Донецка, а с 1973 года - в Горьковской консерватории.
Юрий Васильевич - автор большого количества сочинений, от крупных симфонических до камерно-инструментальных и романсов. На протяжении всего творческого пути композитор отдает заметное предпочтение фортепиано: концерты для фортепиано с оркестром, "Каракалпакская сюита", сонатины, сонаты, токкаты, циклы прелюдий, постлюдий, целый ряд миниатюр. Значительное внимание уделяется и другим инструментам. Здесь струнные квартеты, виолончельные сонаты, соната для тромбона, произведения для скрипки, альта, флейты, кларнета, домры. В симфонической области выделяются поэма "По прочтении Алишера Навои", Симфония, "Праздничная увертюра", пьесы на сюжеты русских сказок. Обращается композитор и к хору (поэма "Похороны Гоголя" на стихи А.Вознесенского).
Любовь Ю.В.Николаева к русской поэзии выливается в постоянное тяготение к вокальной музыке. Им созданы романсы на стихи Державина, Пушкина, Блока, Ахмадулиной и других поэтов, 16 коротких басен на стихи современников. Среди них особенно впечатляют блоковские циклы "Маски": это подлинные дуэты голоса и фортепиано, где контрастные события жизни лирического героя протекают на фоне выразительных зарисовок (чаще - зимних с их метелями, заснеженностью).

Нижний Новгород - кладбище «Марьина Роща» - 12 новый квартал