Приветствую Вас Гость!
Суббота, 24.06.2017, 13:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Паисий (Балабанов Василий Филиппович)

 

Паисий (Балабанов Василий Филиппович)

 (1832 – 13(26) октября 1906)

 схиархимандрит, участник Абиссинской экспедиции

Родился в станице Каменно-Озёрной Нежинского казачьего отряда Елецкого уезда Оренбургской губернии (ныне село Каменноозёрное Оренбургского района Оренбургской области).

В юношеские годы молодой Василий примкнул к хлыстовской секте. Увлекающийся и чувствительный, он вскоре преуспел в этой секте более всех. Бросил жену, стал странствовать по окрестностям, ходил босой и даже стал «пророком». К счастью, Василий, осознав свои ошибки, покаялся и вернулся в лоно истинной Церкви.

Он впоследствии вспоминал: «После этого я стал жить безвыходно в своём семействе. Совесть моя хоть и очистилась покаянием, но полного мира в душе моей грешной я не находил. Нужно было стяжать достойные плоды покаяния. Я не переставал плакать о своём пагубном заблуждении и о том, что был виновником заблуждений многих. Мне было стыдно за себя, ничто меня не утешало. Я думал, что тогда только обрету в душе покой, когда, оставив мирскую жизнь и суету, удалюсь в монастырь, чтобы там плакать до конца жизни о тяжёлых моих грехах». Для исполнения этого замысла «препятствием» была его жена, которая теперь ни на шаг не отходила от него.

Так он прожил ещё четыре года. Жена его заболела: её стали мучить боли в ногах. Тогда она позвала его и сказала ему: «Вот вылечи мои ноги, тогда я и одного дня не буду держать тебя, отпущу с Богом в монастырь».

Услышав это, Василий обратился с горячей молитой к Заступнице всех христиан, умоляя Её исцелить его жену. «Если, Владычица, - говорил он в молитве, - Господу и Тебе угодно моё намерение удалиться от мира и уйти в монастырь, то прошу Тебя, утверди мою веру и надежду, Госпоже моя, исцелением болящей жены моей». Случилось чудо: его жена полностью исцелилась и отпустила его в монастырь.

В 1866 году Василий прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Через три года он был пострижен в мантию с именем Васой. Послушание проходил вначале на кухне, а впоследствии на подворье Константинополя, где с 1876 года, после пострига в схиму с именем Паисий, был настоятелем и оказал немало услуг монастырю.

Более двадцати лет отец Паисий занимал должность настоятеля подворья. Полуграмотный, но обладающий от природы незаурядным умом, завидной силой воли и настойчивым характером, отец Паисий был весьма энергичным и неустанным работником своей обители. Руководимое им подворье являлось образцом для других русских подворий, Андреевского и Ильинского, и всегда привлекало большое число русских поклонников. Для них отец Паисий всегда был хорошим рассказчиком, проповедником, прозорливцем, оказывал огромное влияние на паломников не только этими своими талантами, но и постоянным обличением их в грехах и мирских увлечениях. Имя его было весьма популярно среди паломников, которые под влиянием его рассказов об Афоне нередко изменяли направление своего паломнического путешествия и ехали на Афон вопреки своим намерениям, лишь бы проверить подлинность рассказов отца Паисия. И только поэтому отцу Паисию удалось привлечь в свою обитель многих благодетелей.

Благодаря общительному характеру его радушно принимали в русском посольстве Константинополя. Надо отметить, что там нередко у отца Паисия по особенно важным делам испрашивали совета. А потому не удивительно, что отец Паисий всегда находил для себя самую сильную поддержку у своих знаменитых старцев, отца Иеронима и игумена Макария, которые сердечно его любили, с которыми он вел постоянную переписку и без совета с ними ничего не делал.

Отец Паисий сыграл огромную роль в процессе греко-русских споров, привлекая внимание к этой проблеме многих важных персон. Отец Иоасаф (Донсков) в своём письме к отцу Макарию писал следующее: «Скажу Вам, батюшка Макарий, несколько слов об отце Паисии. Здесь, в Константинополе, он уважаем всеми, как высокопоставленными лицами, так и нищими. Приезжающие и приходящие сюда первым долгом спрашивают отца Паисия, при свидании с ним просят его благословения. Конечно, он не благословляет, а они руки ему всё равно целуют... Вначале кидаются в ноги, а потом целуют руки и грехи свои ему исповедуют. А ко мне на исповедь приходят после. Я так полагаю, батюшка, что для пользы святой обители отца Паисия следует рукоположить в иеромонаха. Пусть он занимался бы одной исповедью. Этим он не уступил бы отцу Ионе Киевскому. Поэтому осмеливаюсь Вас, батюшка, просить рукоположить отца Паисия. В этом вы не будете раскаиваться».

Наверное, отец Макарий принял бы совет отца Иоасафа и рукоположил бы отца Паисия, но здесь в дело вмешался враг всего доброго, а отцу Паисию пришлось пережить ещё одно серьёзное искушение. Увлечённый обещаниями почестей и архимандритского сана со стороны вольного казака и авантюриста Николая Ивановича Ашинова (1856 – 1902), который в то время проживал в Константинополе, отец Паисий на склоне лет своих забыл о своих прежних намерениях до конца своей жизни оплакивать свои грехи в монастыре и оставил Константинополь и русский Афонский монастырь. После рукоположения в сан архимандрита в Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавре он рискнул связать свою судьбу с судьбой вышеупомянутого авантюриста и в 1886 году поехал вместе с ним в Абиссинию устраивать там миссию, став там её настоятелем.

Во главе отряда из 150 терских казаков Ашинов временно остановился в форте Сагалло на побережье берега Французского Сомали (сейчас Джибути), чтобы затем отправиться в Абиссинию. В Абиссинии он планировал создать колонию «Новая Москва». Экспедиция Ашинова наделала много шума в печати вследствие ложных слухов о значительном числе её участников.

Всё это завершилось полным провалом. Абиссиния тогда находилась под протекторатом французов, а им очень не понравилась активность русских казаков и миссионеров. 5(17) февраля 1889 года, после воскресной церковной службы, казаки заметили французскую эскадру в составе крейсера и трёх канонерок. Командовавший ею адмирал приказал сложить оружие и покинуть Эфиопию, или, на крайний случай, поднять над Сагалло французский флаг, но Н. И. Ашинов посчитал бесчестием для Русской миссии находиться под чужим флагом. Тогда французы начали расстреливать сооружения, воздвигнутые миссионерами. Почти всех охватила паника, и, по воспоминаниям участников миссии, лишь один отец Паисий оказался на высоте положения. Он стоял на берегу и не спускал печального взора с кораблей, рядом разорвалась бомба, но схиархимандрит продолжал спокойно стоять, только его лицо побледнело. Пришлось вывесить белый флаг, после чего на берег высадился отряд из 600 человек, который разгромил всё, что ещё осталось не уничтоженным после обстрела. Французы взорвали не только крепость, но и снесли церковь. Были убиты несколько человек, в том числе 4 детей и 2 женщины, которых завалило обломками казармы, 6 человек получили ранения.

Все уцелевшие русские участники Миссии были арестованы, позднее их высадили в Суэце. По личному указанию царя Александра III, после непродолжительного следствия, все участники экспедиции были отправлены к месту жительства этапным порядком. Архимандрита Паисия определили в монастырь в Грузии. Позже вернулся в Санкт-Петербург, вновь поступил в Александро-Невскую лавру.

Последние годы своей жизни Паисий провёл вначале в Саровской пустыни, а потом в Нижегородском Печерском монастыре. Здесь в течение десяти лет ему представилась возможность в уединении и смирении продолжить начатое на Афоне покаяние и со многими слезами оплакивать свои грехи и ошибки.

Нижний Новгород - кладбище Вознесенского Печерского монастыря

КЛАДБИЩЕ ЛИКВИДИРОВАНО

МОГИЛА УТРАЧЕНА

При написании статьи были использованы материалы из книги «Русский Афонский Отечник», 2012. – 752 с.