Приветствую Вас Гость!
Вторник, 27.06.2017, 04:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Семенов Н.П.

 

Семенов Николай Петрович

(08 августа 1914 - 22 сентября 1956)

полярный летчик

Родился в селе Строевское Путятинского уезда Рязанской губернии.
Николай окончил начальную школу в селе Строевское, затем получил специальность столяра-краснодеревщика. Часто бывал на солодовом заводе, где его отец работал мастером . C переездом семьи в 1927 году в подмосковье Николай продолжил учебу. Он обладал большой любознательностью, покупал научно-популярные книги и брошюры, выписывал журналы "Техника молодежи" и "Вокруг света", наборы которых сохранялись до начала 1950-х годов. В период 1928 - 1931 годов Николай закончил вечернюю железнодорожную школу по подготовке во ВТУЗ в г. Перово Московской области и Московскую областную школу планеристов Осоавиахима. Также в 1931 году учился на Высших Курсах Связи НКПТ, и позже хорошо знал и учил своих детей азбуке Морзе. По окончании школы планеристов в 1932 году был послан инструктором-планеристом в Киевскую областную летно-планерную школу ОСОАХ, где работал до 1933 года. Затем ЦС Осоавиахима был переведен в Красно-Пресненскую районную школу летчиков-планеристов г. Москвы.
В январе 1934 года Московским городским комитета ВЛКСМ был послан в 3-ю школу летчиков ГВФ в г. Балашов, которую окончил в 1937 году. Активный комсомолец. В группах сверстников назначался старшим. Когда в летном училище обвинили Ф. Запорожцева в том, что тот родился на территории, которая позже стала турецкой, и ему грозило отчисление и другие последствия, он единственный встал на его защиту и совместно с отцом Федора, которого вызвал телеграммой, отстоял товарища. В период учебы в Балашове познакомился со школьницей Ольгой Шелониной, впоследствии его женой. Николай покатал Ольгу на самолете, покрутил ее в воздухе, и больше в полет она не просилась.
По постановлению правительства в составе группы товарищей был направлен на укрепление авиации Осоавиахима и в 1937 - 1938 годах окончил курсы усовершенствования начальствующего состава Осоавиахима в Центральном Аэроклубе СССР им. Косарева, г.Тушино.
В 1938 году был назначен летчиком-штурманом Ухтомского аэроклуба г. Люберцы М.О.
В 1939 году поступил на работу летчиком-испытателем на завод N 2 в г. Солнечногорск. Летать Николай любил, а прыгать с парашютом ему разонравилось после того как его сбросили в озеро под Солнечногорском, он запутался в стропах и едва не утонул. Среди наград имеется знак "За 10 прыжков".
28 августа 1939 года Семенов Н.П. женился на Шелониной О.А., сохранившей при этом свою девичью фамилию.
В 1940 году перешел на службу в авиацию МВД СССР, и был первоначально послан в авиаотряд управления строительства железной дороги "Котлас-Воркута "
Авиаотряд базировался в Княжпогосте. "Их было всего пятеро в авиаотряде управления. Пять самолетов – пять летчиков.
За пилотом Семеновым была закреплена Ухта, а также извоз руководителей Ухтокомбината. В 1940 году он получил жилье в Ухте, "выписал" жену и сестру в Ухту, здесь родились его сыновья Владимир и Петр.
С 1940 по 1947 год он был по существу единственным постоянным летчиком в Ухте. Другие пилоты в основном работали на трассе строительства железной дороги Котлас-Воркута. Николай Семенов должен был обеспечить доставку начальства Ухтокомбината или грузов в любую точку осваиваемой Коми республики. В военные годы Н. Семенов летал, в основном, над Коми республикой, в том числе для поиска и уничтожения диверсионных групп, которые, как предполагалось, должны были действовать вдоль железной дороги и уничтожать мосты. Доставлял в осажденный Ленинград оборонную продукцию с Водненского производства. В 1930-40-е годы летал на самолетах По-2, ПР-5 , Щ-2, Г-1, П-5, УТ-2, В-34-Юнкерс, Ю-52, С-47, ТС-62, Ан-2, Ли-2. Налет по март 1953 года составил 7465 часов или 1.133.366 км. Звание пилота 2 класса присвоено в 1942 году. Член КПСС с 1944 года.
В 1945 - 1946 годах неоднократно командировался в Германию для перегона трофейных самолетов Зибель-204 и Хенкель-3.  В 1950 году окончил школу высшей летной подготовки ГВФ, но в связи с удовлетворительной оценкой по двигателю АШ-62 ИР не был сразу назначен командиром корабля Ли-2, а был вторым пилотом. 10 февраля 1951 года пересдал предмет на хорошо и получил должность командира корабля Ли-2. В 1952 г. прошел сборы по подготовке пилотов Ан-2.
25 марта 1952 года был награжден знаком ГВФ " За безаварийный налет 500 000 км. Знак N 1933. 13 сентября 1953 года награжден знаком " За налет 1.000.000 . км", т.н. "миллионер", которым он очень гордился, поскольку число награжденных им было меньше, чем летчиков – Героев Советского Союза. Знак N 1840, но число награжденных было меньше, видимо награждение шло по областям и республикам, вне номерной последовательности. В связи с расформированием авиаотрядов МВД был демобилизован 15 марта 1954 года в звании «старший лейтенант». Перейти сразу на работу пилотом в ГВФ было большой проблемой. После войны пилотов, оставшихся вне авиации на рынке труда был избыток. Вновь создаваемые отряды ГВФ были укомплектованы. Промелькнули вакансии в Магадане и Тбилиси, но сорвались. Около года работал заведующим гаражом, старшим инспектором, начальником отделом кадров в "Ухтазаводстрое", диспетчером аэропорта.  23 сентября 1955 года был зачислен в ЦНИИ 108 МО (ЛИИ, г. Жуковский), на должность пилота-испытателя 2-го класса, но 21 октября 1955 года был уволен, поскольку опоздал на спецавтобус из Москвы.
Прошел переподготовку в г. Сасово на пилотирование вертолета и 28 февраля 1956 года был назначен на должность командира вертолета Ми-4 в авиаэскадрилью Хатангского отдельного авиаотряда Полярной авиации Главсерморпути ММФ. Работа была связана с проводкой судов по северному морскому пути. По его воспоминаниям это была психологически очень напряженная работа. Мотор давал сбои, радиосвязь была неустойчивой, часто возникали различные формы тряски и колебаний.  Когда летишь над холодным безбрежным ледовитым океаном то понимаешь полную зависимость от состояния техники. В случае отказа мотора на помощь рассчитывать не приходилось.
Погиб при исполнении служебных обязанностей в районе д. Плетниха Курмышского района Арзамассой области при испытательном перегоне (приравнивались к заводским испытаниям) вертолета Ми-4 с Казанского авиазавода в Хатангу (Казань - Горький - Архангельск - Дудинка - Хатанга). Пилоты Полярной авиации регулярно пользовались этим приработком после завершения отпуска. Причиной катастрофы, по рассказу шедшего параллельным курсом экипажа, послужили колебания лопастей, приведшие к повреждению и разрушению хвостовой балки вертолета. Вследствие гонки систем вооружения потенциальных противников в ходе холодной войны, вертолеты строились без надлежащего предшествующего научного обеспечения. Экипаж из 4-х человек похоронен на Бугровском кладбище в г. Горький. Семье не было своевременно сообщено о трагедии и похоронах.

БРАТСКАЯ МОГИЛА ЛЁТЧИКОВ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ

Николай Петрович был знаком и поддерживал отношения с С.В. Ильюшиным, О.К. Антоновым, И.Д. Папаниным М.И. Шевелевым, В.К. Коккинаки.
Со многими летчиками и лицами технического состава его связывала настоящая дружба и во многих случаях они оказывали друг другу взаимопомощь.

Награды: орден Красной Звезды (1945), медали.

Бугровское кладбище - 2 квартал

ПОЛЯРНАЯ ПОЧТА СЕГОДНЯ