Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 25.09.2017, 20:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Calendar

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Шульпин А.М.

 

Шульпин Александр Михайлович

(01 января 1897 – 08 августа 1974)

хозяйственный деятель (Горьковский горисполком)

Родился в селе Василёве (ныне город Чкаловск Нижегородской области). В 1914 году окончил Вятское техническое железнодорожное училище и был направлен на работу десятником в город Балахну. В 1916 – 1923 годах работал техником, прорабом на стройках Васильсурска, Лыскова, Нижнего Новгорода. А.М. Шульпин поступает в Московское высшее инженерно-строительное училище, а после его окончания в 1932 году возвращается в Горький для работы в строительстве. Грамотного, знающего строителя, умелого организатора заметили, и с 1936 года начинается его быстрая профессиональная карьера: он становится начальником стройгруппы, затем начальником архитектурно-планировочного управления. В 1939 году вступает в ВКП (б), и к профессиональной карьере добавляется карьера политическая: Александра Михайловича выбирают заместителем Горьковского горисполкома. С января 1941 по февраль 1943 года работает заместителем председателя Горьковского облисполкома, а с марта 1943 по март 1950 года - председателем Горьковского горисполкома. Депутат Верховного Совета РСФСР (1946). В 1950-м году неожиданно он был привлечен к уголовной ответственности по громкому "Ленинградскому делу".

После освобождения Шульпин вернулся в Горький, работал в строительных организациях. При Хрущеве снова возвратился к руководящей работе – первым заместителем председателя Горьковского совнархоза. В 1959 году вышел на пенсию.
А.М. Шульпин прожил нелегкую жизнь, в которой хватало всякого, но наиболее напряженными и тяжелыми стали для него первые месяцы работы в 1943 году в качестве городского мэра, когда город переживал свои самые страшные дни. Летом 1943 года гитлеровская авиация усилила воздушные налеты на наши тылы, а город Горький стал для нее объектом номер один. В июне враг направил на город сотни самолетов. Несмотря на усиленные противовоздушные мероприятия, бомбежки совершались практически каждые сутки. Враг целил в промышленные объекты - ГАЗ, станкостроительный завод, завод им. Ленина. Всего за 1943 год на город было сброшено более 2000 бомб различной мощности. Конечно, были человеческие жертвы, серьезно пострадали дома и промышленные объекты, а особенно досталось автозаводу. 4 июня гитлеровцы разбили водовод из реки Оки, завод остался без воды, нечем было тушить пожары. А ожесточенные налеты продолжались - были разбиты цех главного конвейера сборки, кузнечный и литейный цеха, инструментально-штамповый корпус и другие. По мнению специалистов, на восстановление завода требовалось от 4 до 6 месяцев. Но этого времени у города не было. Прибывшая правительственная комиссия поставила перед городской властью задачу - восстановить завод за 100 дней, обеспечив при этом его бесперебойную работу.
К восстановительным работам подключились все промышленные предприятия города.
Непрерывным потоком на завод поступали строительные материалы, прибывали рабочие-строители из разных городов страны. В работах участвовало свыше 35 000 человек. А рядом, на уцелевших станках, зачастую под открытым небом, автозаводцы продолжали выпускать продукцию для фронта. 18 августа 1943 года руководство города во главе с Шульпиным и руководство завода во главе с Лоскутовым смогли перевести дыхание - завод-гигант был восстановлен.
Не менее тяжелым для Александра Михайловича стал и первый послевоенный, 1946 год.
Дело было не только в переходе промышленности с военных рельсов на мирные, смене ассортимента выпускаемых товаров, но и в людях. В город прибыли тысячи демобилизованных молодых людей, практически не видевших жизни, но уже прошедших войну. Недавние мальчишки, раненые и покалеченные, получившие опыт не созидания, а разрушения, нуждались в медицинской реабилитации. Усилиями властей, в том числе и Шульпина, в 1945 году в городе создан институт восстановительной хирургии, который помог многим бывшим фронтовикам.
Трудоустройство демобилизованных солдат тоже стало для города серьезной проблемой - власти не могли предоставить столько рабочих мест, причем требовались квалифицированные специалисты, а не разнорабочие. Пришлось организовывать специальные курсы, где бывшие фронтовики осваивали мирные профессии, расширять существующие, а затем организовывать новые вузы и техникумы.
В сентябре 1945 года в Горьковском государственном университете открывается радиофизический факультет. По своему профилю в тот период он был единственным в нашей стране. В индустриальном институте им. Жданова (политех) начал работать металлургический факультет с четырьмя отделениями. В 1947 году в Горьком открыта консерватория - событие далеко не рядовое для любого областного города.
Итак, Горький становится не только промышленным, но и студенческим центром, начинает принимать свой сегодняшний облик. Большая заслуга в этом тогдашнего городского мэра Александра Михайловича Шульпина. Именно по его инициативе построена Чкаловская лестница - достопримечательность и слава нашего города.
Впервые идея постройки Чкаловской лестницы пришла в голову Шульпину еще в 1939 году, когда он работал в должности заместителя председателя горисполкома. Надо признать, что идея лестницы была потрясающе эффективна: центр города связывался с рекой, а разница в уровнях подъема была почти в три раза выше, чем на знаменитой Потемкинской лестнице в Одессе. Было где развернуться и строителям и архитекторам.
Осуществиться этому плану помешала война. Но Шульпин не забыл ту идею, и в одну из командировок в Москву, в 1943 году повез на утверждение проект ленинградских архитекторов - лестницы по Волжскому откосу. Неизвестно, какими путями, но Шульпину удалось практически невозможное - получить согласие на выделение денег на строительство. Горький, как город, серьезно пострадавший от бомбардировок и имеющий в своем составе крупный военно-промышленный комплекс, получал тогда достаточно много денежных средств и рабочих, которые должны были использоваться на восстановительных работах. По приказу Шульпина к строительству Чкаловской лестницы привлекались даже немецкие военнопленные. Но если с рабочей силой Шульпину вопрос решить удалось, то с финансами все оказалось сложнее. Первоначальных средств не хватило, и по окончании строительства в 1949 году оказалось, что Чкаловская лестница - один из самых дорогостоящих проектов в СССР - 7 млн. 760 тысяч рублей. Александра Михайловича обвинили в растрате народных денег, отстранили от должности мэра, исключили из партии и арестовали по гремевшему по всей стране политическому Ленинградскому делу. Ведь можно было провести линию от ленинградского архитектора А.Яковлева, спроектировавшего Чкаловскую лестницу, до горьковского мэра, построившего ее. Два долгих года провел горьковский мэр в заключении, в Мурманской области. Его освободили и реабилитировали лишь после смерти Сталина.Он мог ехать куда угодно, но предпочел вернуться домой, в Горький, где стояла его 
красавица-лестница, уже получившая название Чкаловской.
В послевоенные годы Горький, благодаря стараниям Шульпина, активно благоустраивается: покрываются асфальтом улицы и площади (Сенная, Коминтерна, Свердлова, Чаадаева, Полевая, Страж революции, Волжский откос). Приводятся в порядок сады и парки, электрифицируются рабочие поселки Инструментальный, Гвоздильный, Лапшиха, Березовский, Щербинки.
Много внимания мэр Шульпин уделял развитию городского транспорта. Сразу же после окончания войны начался ремонт трамвайных вагонов и путей. Но главное, к чему готовился Шульпин - это введение в городе троллейбусного движения. "Первая ласточка" была робкой и скромной - малое троллейбусное городское кольцо между площадями Минина и Горького, открытое 17 июня 1947 года. К концу года по этому маршруту курсировало 9 вагонов. В марте 1948 года открылось троллейбусное движение в заречной части города. Новый вид транспорта понравился горожанам, и троллейбусы начинают набирать обороты. К концу 1950 года протяженность троллейбусных линий возросла с 11,2 до 
44,7 км, а число троллейбусов увеличилось до 48. Новый вид транспорта, задуманный Шульпиным, успешно прижился в городе.
Награды: орден Трудового Красного Знамени, медали.
 
Бугровское кладбище - 2 участок