Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.05.2017, 08:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 0
Пользователей: 1
Хозяин_участка

Форма входа

Calendar

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Василейский С.М.

 

Василейский Серафим Михайлович

(1888 - 05 июня 1961)

профессор, психолог

Советский психолог и педагог, специалист в области педагогической психологии, педологии, индустриальной психотехники. Доктор психологических наук (1952), профессор (1923; с 1919 - доцент).
Родился в семье православного священника села Ново-Геранькино (ныне Борского района Самарской области). Окончил Бугурусланское духовное училище, в 1903 поступил в Самарскую духовную семинарию. В 1909 зачислен в число студентов Санкт-Петербургского психоневрологического института, где его учителем был А.Ф. Лазурский. Через год поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где изучал философию и психологию, работал в семинариях профессора А.И. Введенского и профессора Н.О. Лосского. Для усовершенствования знаний в психологии и философии в 1913 году был командирован в Лейпцигский университет, где слушал лекции В. Вундта по психологии и лекции профессора Й. Фолькельта по философии, а также занимался в психологической лаборатории университета под руководством приват-доцента Брана. Осенью 1914 года держал государственные экзамены и получил диплом I степени.
Осенью 1917 года, спасаясь от голода, переехал из революционного Петрограда на родину, в Самару, где стал работать в качестве преподавателя психологии, истории и педагогических наук одновременно в 1-й и 2-й мужских гимназиях и Самарском педагогическом институте, с 1919 — на должности доцента психологии и педагогики этого института.
В конце 1923 года в Витебском педагогическом институте был избран профессором психологии и педагогики, и уже осенью 1924 года перешёл в Белорусский государственный университет (БГУ) в качестве профессора психологии и педагогики, психотехники и педологии. Работая в БГУ, вместе с С.М. Ривес, П.Я. Панкевичем и В.Н. Ивановским принимал активное участие в организации и осуществлении учебно-методической и научно-исследовательской деятельности вновь созданной в 1925 году кафедры педагогики. Ещё в 1924 при рассмотрении на Коллегии БГУ кандидатуры на замещение должности заведующего новой университетской кафедрой педагогики С.М. Василейскому было предложено возглавить создаваемую при Наркомате труда БССР Центральную психотехническую лабораторию (ЦПЛ). В 1925 году он становится первым руководителем ЦПЛ и возглавляет её до 1927 года. Основными задачами ЦПЛ являлись: проведение психотехнических исследований, профотбор и профконсультации, разработка и подбор тестов для исследований, составление профессиограмм. Исходя из опыта работы в ЦПЛ, С.М. Василейский в 1927 году издал монографию «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований», которая была посвящена систематическому анализу и обработке эмпирической социальной информации. С 1924 года С.М. Василейский являлся заместителем председателя Белорусской ассоциации Научной организации труда (НОТ). В 1927 году принимал участие в 1-ой Всесоюзной конференции по психологии труда и профотбору, а также был членом делегации советских учёных - участников Международной психотехнической конференции в Париже.
В конце ноября 1927 года С.М. Василейский по конкурсу был избран профессором на кафедру педологии Нижегородского педагогического института (с 1932 - Горьковский педагогический институт, ГПИ). В 1929 году он становится заведующим педагогической лабораторией, чуть позже - заведующим кафедрой психологии, а с 1934 года - деканом вновь образованного педагогического факультета этого института. 8 февраля 1939 года приказом по ГПИ его увольняют за «протаскивание педологических извращений в курсах "Детская психология"».
После увольнения из ГПИ, С.М. Василейский перебирается в Кировский учительский институт иностранных языков (с 1941 года - введён в качестве лингвистического факультета в Кировский педагогический институт им. В.И. Ленина, КПИ) с занятием должности профессора психологии. В 1941 году он был деканом лингвистическим факультетом КПИ.
В 1946 году С.М. Василейский вернулся на работу ГПИ. В 1952 году он выносил своё диссертационное исследование на тему «Психология технического изобретательства» на защиту, но ВАК отклонил ходатайство диссертационного совета «ввиду того, что представленная к защите работа не отвечает требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание степени доктора наук». В дальнейшем С.М. Василейский пытается напечатать диссертацию как научную монографию, но ему в этом отказывали.
В последние годы своей жизни С.М. Василейский руководит кафедрой общей психологии, много преподавал, участвует в конференциях, выпустил монографию «Лекционное преподавание в высшей школе». Работы С.М. Василейского 1920-х гг. посвящены анализу методов и техники исследований в области педологии и психотехники («Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований» (1927), «Основные вопросы педологии» (1926; 1928; 1930)). Под его руководством был разработан набор тестов для оценки общей умственной одаренности и технической одаренности в целях профконсультации и профотбора («Основной комплекс тестов для испытаний технической одаренности» (в соавт. с А.А. Гайворовским и С.М. Вержболовичем; 1929). Педагогический опыт вузовской работы С.М. Василейский обобщил в книге «Лекционное преподавание в высшей школе» (1959). Не потерял своей актуальности и основной труд С.М. Василейского «Психология технического изобретательства» - книга, подготовленная по материалам его докторской диссертации, но так и не опубликованная.

Нижний Новгород – кладбище «Марьина Роща»

Автор статьи Наталья Юрьевна Стоюхина (ННГУ, доцент)

фотографию памятника предоставил Владимир Наместников (Нижний Новгород)